Moscow Business School

Лидер и руководитель — сходства и различия

top banner
Лидер
и руководитель:
сходства
и различия

Чем отличается лидер от руководителя — вопрос, который с каждым годом становится всё актуальнее. Причина тому проста — управление организацией давно перестало быть сугубо функциональным процессом, поэтому от начальника требуют определённого набора личностных качеств и навыков, определяющих успех всего предприятия. Как правило, чем престижнее фирма, тем выше планка требований, предъявляемых корпоративному менеджеру.

В этой статье мы разберём, в чём разница между лидером и руководителем, какие должностные обязанности на них накладываются, а также, что такое эффективные лидерские качества.

Ключевые понятия руководителя и лидера

В повседневной жизни, не имеющей отношения к деловому миру, оба слова часто используются как синонимы, что категорически неверно. Именно нюансы обоих определений вызывают путаницу, которая может сыграть злую шутку с начинающим управленцем. Итак,

  • Лидер в корпоративном понимании — это сотрудник, который пользуется исключительным авторитетом среди остальных работников. К его мнению всегда прислушиваются, спрашивают советов, ни один производственный вопрос не решается без его участия. При этом, лидерский статус вовсе необязательно связывают с руководящим постом — в большинстве коллективов он остаётся неформальным, стихийно «избранным».
  • Руководитель — номинальная уполномоченная должность, которая юридически закрепляет положение начальника над другими сотрудниками. Они перестают быть его коллегами, становясь подчинёнными, а непосредственные трудовые обязанности полностью переходят к плоскости управления. Лидерские качества никуда не исчезают — они трансформируются в базовый фундамент будущей успешной работы.

Другой важный пункт, разделяющий эти два понятия — возможность перераспределения обязанностей. У лидеров они негласные, у руководителя — чётко прописываются в должностной инструкции, он имеет законное право назначать официальных заместителей.

banner
Основные отличия лидера от руководителя

Рассмотрим сходства и различия на примере таблицы:

Лидер Руководитель
Является феноменом корпоративных отношений, во многом сформированным психологическими моментами. Неформален и негласен — статус внутри коллектива ничем не подтверждается, кроме мнения коллег. Избирается легитимным образом через необходимые процедуры. Сугубо формальная должность, прописанная в уставе предприятия с чётко поставленными рамками трудовых обязанностей и материальных привилегий.
В большинстве случаев появляется стихийно или ситуативно, когда того требуют сиюминутные обстоятельства. Возникновение лидирующего сотрудника никак не предугадывается в рабочих планах. Назначение строго регламентируется вышестоящим начальством, иногда — путём тайного голосования. В сопутствующих документах прописывается, например, необходимый стаж для повышения.
Является «первым среди равных». Авторитет определён консенсусом коллег или личными неоспоримыми заслугами перед фирмой. Мнение сотрудников ключевое, они вольны лишить титула за служебные провинности. Вступает в должность волевым вердиктом совета директоров или единоличного владельца предприятия. Оглядка на рядовых работников бывает только в одном случае — открытое голосование, что крайне редко.
Могут и зачастую должны принимать самостоятельные решения, в том числе непопулярные. Берут на себя прямую ответственность за каждый шаг, вплоть до рисков увольнения, если такое необходимо. Полностью «закрепощён» внутренним распорядком и процедурами. Протоколы с уставами серьёзно ограничивают полномочия, включая все финансовые вопросы. Не имеют права проявлять инициативу вне этого.
Он — личный пример профессиональных навыков, ответственности и порядочности. Благодаря ему коллеги вдохновлены, мотивированы на любые задачи. Никакого диктата, рабочий процесс доброволен. Использует механизмы авторитарного режима управления. Приказы обязаны исполняться в строгие временные рамки, отклонения от плана наказываются дисциплинарными беседами или материальным штрафом.

Исходя из сказанного, сделаем промежуточные выводы:

  • Главная задача руководителя — контроль за дисциплинированным исполнением служебных обязанностей. Для этого создаётся внутренний регламент компании.
  • Лидерство — больше эмоциональный фактор, который определяет отношение коллектива к конкретному сотруднику, а также его готовность брать на себя ответственность.
  • Управленец в классическом понимании — номинальная роль. В большинстве ситуаций он вынужден быть пассивным «статором», вокруг которого движется механизм организации.
  • Рано или поздно лидер формирует «глубинный» коллектив, куда войдут его единомышленники, готовые следовать по созданному курсу развития.

НА ЗАМЕТКУ

Неформальный лидер коллектива — большая удача для директора, поскольку с его помощью быстрее появляется лояльный штат, отличающийся высокой трудоспособностью. Однако, если дать ему слишком много свободы, часто возникают конфликтные ситуации, которые способны поставить под сомнение авторитет официального руководства.

banner
Профессиональные личностные качества лидера и руководителя

Как вы уже поняли, большая ошибка — ставить знак равенства между двумя корпоративными понятиями. Именно в личных качествах кроются основные различия, у руководителя они такие:

  • Готовность выполнить поставленную «сверху» задачу любыми способами, включая жёсткую авторитарную дисциплину под страхом увольнения и лишения премий.
  • Максимальная педантичность в принятии решений с оглядкой на нормативные документы — от уставных положений предприятия до Трудового Кодекса.
  • Приоритет традиционных форм управления и отчётности — бюрократия здесь выступает в своей фундаментальной роли, защищая права сотрудников на каждом уровне.
  • Экстремальная стрессоустойчивость — речь не столько о законодательной ответственности начальника, ему нужно быть готовым к негативу со стороны подчинённых.
  • Умение соблюдать личные границы — как ни крути, неравенство внутри компании накладывает отпечаток. Излишнее дружелюбие босса часто воспринимают неправильно.
  • Психологический стержень, чтобы не поддаваться искушению злоупотребить властью. Особенно пристально следят за предметами роскоши, дорогой одеждой и т.д.
  • Идеальный вариант топ-менеджера — он должен быть лучшим, кто дослужился из простого стажёра до кабинета начальника, проявляя чудеса профессионализма.

С лидерами ситуация кардинально противоположная. От них требуется совершенно иной профиль навыков, которые прямо влияют на то, с каким отношением человек вольётся в коллектив:

  • Коммуникабельность и открытость. Чтобы завоевать искреннее доверие, придётся найти общий язык с каждым членом команды, в том числе заядлыми интровертами.
  • Готовность стать примером для подражания, но без излишнего нарциссизма и высокомерия. Умение ставить себя на место других тут очень пригождается.
  • Понимание того, что успех коллектива зависит от здоровой эмоциональной атмосферы. Способность поддерживать её ценится в любой отрасли, даже самой серьёзной.
  • Умение находить нестандартные способы решить сложную задачу, какой бы невыполнимой она ни казалась на момент утренней планёрки.
  • Талант «зажигать» и мотивировать коллег без принуждения или угроз. Давно доказано — лучшая работа выполняется при полной самоотдаче каждого сотрудника.
  • Абсолютная осведомлённость о финансовых делах компании, даже если они не касаются отдельно взятого кабинета, где трудится человек.
  • Склонность к аналитическому мышлению, которое позволяет «прорываться» сквозь информационный шум, находя наиболее полезные сведения.
  • Эмоциональный интеллект — невозможно занять лидерское положение, если вы не умеете сопереживать коллегам или от души радоваться чужим достижениям.

НА ЗАМЕТКУ

Самая очевидная параллель — связь жёстких и гибких навыков. Чтобы демонстрировать профпригодность, соответствуя регламентированным требованиям, руководителю необходимо виртуозно владеть группой hard skills. Лидер, наоборот, обязан проявлять чудеся гибкости, чтобы стать для сотрудников «своим парнем».

banner
Стили поведения и социальные роли в управлении коллективом

Разобравшись с ключевыми понятиями, мы подошли к самому главному — как влияет выбранная стратегия лидера и руководителя на их поведение в рамках организации труда. Хрестоматийное деление на авторитарный, демократический и либеральный стили давно неактуально — в настоящее время существуют десятки концепций, основанных на корпоративной психологии.

Распространённые социальные роли руководителей — это четыре модели поведения:

  • Автократ — придерживается жёсткого регламента во всём и требует того же от своих подчинённых. Принцип «бей своих, чтобы чужие боялись» для него не просто пословица, а главный управленческий закон, но каждое наказание соизмеримо проступку.
  • Планировщик — облегчённый вариант автократического стиля. Командная система здесь выступает безоговорочным «маяком», который ведёт организацию к росту прибыли. Такой начальник в меру экономный, он всегда знает, как оптимизировать имеющиеся ресурсы.
  • Администратор — предпочитает напрямую работать с людьми, поэтому ближе всего к описанному представлению о лидере. Готов безвозмездно тратить личное внерабочее время, чтобы координировать успешное завершение сложного проекта.
  • Предприниматель — главный экспериментатор и игрок среди деловых «хищников». При вступлении на должность моментально ставит цель найти нестандартный подход к рабочему процессу, сведя к минимуму потенциальные риски убытка.

У лидеров личностных портретов может быть ещё больше, но мы остановимся на трёх, которые сформулировал знаменитый американский психолог Джордж Миллер:

  • Аполитичный эгоцентрик — знает себе цену, но при этом всегда прислушивается к мнению окружающих. Их сложно выбить из колеи, любое испытание для него, как личный вызов.
  • Прагматик — стоит на позициях «общего блага», даже в ущерб собственному материальному благополучию. Низкая самооценка компенсируется уважением коллег.
  • Идеолог — вдохновлён собственными представлениями о справедливости и разделении труда, способен «зажечь» других. За внешней жёсткостью скрывают высокую эмпатию.

Существует также недетерминированный тип лидерства, который основан на максимально возможной социализации ввиду низкой самооценки. Как правило, это люди холерического темперамента, остро реагирующие на любые проблемы. При долгом нахождении в одном коллективе они трансформируют своё поведение на один из трёх указанных портретов.

Выводы

Подводя итог, какова разница между лидером и руководителем, обобщим:

  • Отличие руководителя от лидера — в легитимном статусе должности, который подтверждается необходимыми документами.
  • Эти понятия не взаимоисключающие. Каждый заинтересованный в своей репутации начальник стремится быть для коллектива авторитетным лидером и наоборот.
  • Завоевать уважение подчинённых можно только справедливыми требованиями к работе и участием в жизни организации. Постоянное «закручивание гаек» до добра не доведёт.
  • Лучший руководитель — тот, кто самостоятельно дослужился до высокого поста, понимая, насколько тяжело приходится рядовому сотруднику в повседневном режиме.
  • Излишняя мягкость и панибратство с коллегами рано или поздно воспринимается слабостью, внутренняя твёрдость определяет успех управления.
  • Настоящий лидер всегда воодушевляет окружающих личным примером, как нужно работать, какие усилия прилагать для достижения самых невероятных целей.

Развить лидерские качества в управлении помогут специализированные МБА курсы, которые предлагает Moscow Business School. Они могут входить, как в профильные пакеты, рассчитанные на 1,5-2 года обучения, так и подаваться в форме бизнес-консалтинга, семинаров и мастер-классов от ведущих российских преподавателей, сотрудничающих с крупнейшими ВУЗами.

Развить лидерские качества в управлении помогут специализированные МБА курсы, которые предлагает Moscow Business School. Они могут входить, как в профильные пакеты, рассчитанные на 1,5-2 года обучения, так и подаваться в форме бизнес-консалтинга, семинаров и мастер-классов от ведущих российских преподавателей, сотрудничающих с крупнейшими ВУЗами.

ВСЕ СТАТЬИ
ЕСТЬ ВОПРОСЫ?
ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ И МЫ СВЯЖЕМСЯ С ВАМИ
InstagramYouTubeFacebookVkontakte