Методы принятия управленческих решений
Методы
принятия
управленческих
решений
Методы принятия управленческих решений — одна из наиболее актуальных и необходимых для понимания тем в сфере управления.
Разобраться в ней при наличии четкой системы вполне возможно. В статье мы рассмотрим, какие методы существуют для решения возникающих проблем, как проанализировать трудности в работе и выявить сильные и слабые стороны процесса.
Но для начала разберем те качества, которые следует иметь или стараться развивать менеджеру. Без их наличия дальнейшие шаги могут быть не так эффективны:
-
Умение подстраиваться под неопределенность. Полностью предугадать реакции рынка невозможно, но рационально относиться к изменчивой действительности хорошему предпринимателю под силу. Важно не только подстраиваться под определенную среду, но и принимать в этих условиях эффективные решения.
-
Возможность видеть ситуацию со всех сторон. Внимательность к сотрудникам, проявление уважения и доброты, а также умение ставить себя на место другого — основа верного управления командой и грамотного принятия решений.
От всех членов команды требуется взаимное уважение и поддержка, что поможет сформировать взаимодополняющую команду на благо общего дела.
Если эти требования не выполняются, то почти с полной уверенностью можно сказать, что команда решала не ту проблему и приняла неверное решение.
Если работа проходила в слаженной команде, то нужно определить, какой была атмосфера. Если в ней присутствовали разногласия и споры, а результат получен только с мыслями уложиться в сроки, то можно задуматься о качестве такого решения. Разница мнений — это нормально. Но если при их выслушивании люди старались понять друг друга и совместно выбрали рациональное решение для всех, то работа проводилась не зря.
В процессе принятия управленческих решений менеджеры рекомендуют учитывать следующие критерии:
-
Цели. Для определения подходящих решений нужно понимать, к какой итоговой точке идет компания.
-
Участники. Несмотря на то что принимать решения — это первостепенная задача руководителя, нужно задействовать при этом сотрудников, передавая им определенные полномочия. От того, насколько грамотно объяснены задания и выбраны их исполняющие, зависит качество решения.
-
Риски. Они будут всегда, но должны присутствовать минимально. При таком раскладе легче искать выходы из различных ситуаций и делать определенные выводы. Чтобы свести вероятность к нулю, требуется собрать максимум информации о работе фирмы, слабых и сильных сторонах.
-
Взаимодействие с работниками. Кроме передачи некоторых полномочий, важно еще объяснять сотрудникам, к каким результатам приводят их решения, в чем их цель и какие плюсы после их воплощения получит компания.
Соблюдение этих этапов принятия управленческих решений поможет быстрее и проще достичь целей в бизнесе. За основу нужно брать один из подходящих вам методов, которые мы обсудим ниже.

Виды методов
В управленческой среде есть несколько методов, которые способны привести к наиболее эффективным результатам работы компании.
Метод |
Характеристики метода |
Авторитарный |
Решения принимаются в одиночку. Один из самых быстрых вариантов, так как от вопросов не отвлекают другие люди, точка зрения которых может отличаться от вашей. Этот способ уместен в чрезвычайных ситуациях, но в других случаях управленческие решения нуждаются в участии нескольких человек. При выборе этого метода нужно оценивать все риски и понимать, что он не рассматривает альтернатив. |
Консультативный |
Руководитель собирает несколько человек и выслушивает их мнения, но итоговое решение принимает самостоятельно. Это позволяет вовлечь работников, дать им почувствовать свою важность и объединить в принятии решения. Более затратный по времени вариант, чем первый. Но при этом рисков становится меньше, так как предложены альтернативные точки зрения. |
Голосование |
Модель принятия управленческих решений, когда обсуждения происходят в группе. После этого люди голосуют и путем подсчета большинства голосов выбирают наиболее подходящий для всех участников вариант. Метод по-другому называют демократическим, так как учитывается мнение каждого, ответственность распределяется равномерно на всех. Это подходящий способ для тех случаев, когда действия должны быть поддержаны и выполнены группой. Поэтому метод чаще всего используется высшим руководством. Временные рамки голосования ограничены регламентом, поэтому процесс не затянется. |
Консенсус |
Суть в том, что группа оговаривает варианты до момента, пока не будет достигнуто соглашение. Самый сложный и длительный вариант, так как требует от людей с разными взглядами прийти к единому мнению. Процесс может затянуться по причине несогласия кого-то из членов обсуждения или его желания отстаивать свою позицию. Метод стоит подбирать только с учетом наличия свободного времени. |
Современные способы принятия управленческих решений
Человек, который принимает решения в сфере бизнеса, задействует при этом все свои знания, навыки и интуицию. Этот психологический процесс включает несколько способов.
-
Интуитивный. Решения принимаются на основе личных ощущений, без проведения подробного рационального анализа. Способ подходит для опытных руководителей, которых не подводит интуиция. Но слепо доверять ей не рекомендуется: лучше сочетать этот вариант с другими способами принятия решений.
-
Основанный на суждениях. Базируется на опыте и знаниях менеджера. Но действовать по отработанной схеме не всегда возможно, так как ситуации редко повторяются, и нужно подстраиваться под новые условия. В незнакомой ситуации у специалиста может возникнуть ступор от незнания, какое решение сработает лучше.
-
Рациональный. Основой становится внимательный расчет. Для реализации решение проходит стадии выявления проблемы, определения параметров, выявления альтернатив, их оценки и итогового выбора.
Также современную технологию принятия управленческих решений можно разделить на два подвида: коллегиальный и индивидуальный. В крупных компаниях чаще выбирают первый, так как он обладает большой объективностью и дает возможность рассмотреть все особенности. Но он имеет и минус — низкую скорость принятия решения. Второй способ хорош, если руководителю нужно решить базовые задачи или риски малы. Но при повышении сложности способ показывает свою неэффективность.

Применение методов на практике
Если с теорией принятия управленческих решений все довольно просто, то практика требует четкого понимания каждого действия и разбора всех шагов выбранного метода. Остановимся на некоторых подробнее.
Методика «Анализ проблем»
Существующие обстоятельства и требование немедленно реагировать на различные трудности вынуждает руководителей быстро анализировать сложившуюся ситуацию. Для этого нужно пройти несколько этапов:
-
Выявить суть проблемы. Дать ей определение, понять, что идет не так.
-
Описать проблему в следующих плоскостях: суть, место, где есть отклонения, время и уровень серьезности.
-
Собрать основную информацию по всем аспектам проблемы.
-
Определить вероятные причины проблемы. Нужно выдвигать гипотезы, которые бы описывали вероятность возникновения проблемной ситуации.
-
Проверить выявленные проблемы на подлинность. Проверку осуществляют путем уточнения дополнительных деталей, проведения экспериментов и другими способами.
Методика «Принятие управленческих решений»
Метод основывается на следующих составляющих:
-
Определить условия, которые помогут достичь нужных целей.
-
Рассмотреть обстоятельства, удовлетворение которых поможет прийти к правильному выбору. За каждым вариантом можно закрепить определенную ценность и расставить их в порядке рейтинга.
-
Обсуждение рисков. Здесь приветствуется отрицание и критика каждого варианта, поиск отрицательных последствий каждого из них.
-
Формулировка решения.
Методика «Анализ потенциальных проблем»
Включает следующие стадии принятия управленческих решений:
-
Определить слабые стороны проектов и своих планов. Это можно сделать, сравнив то, что получится в итоге, с планами или проанализировав планируемые действия по порядку.
-
Выявить конкретные потенциальные проблемы в рамках уязвимости. Нужно подробно описать их и оценить локально. В этом важна последовательность и внимательный подход.
-
Перечислить вероятные причины появления проблемных ситуаций.
-
Записать экстренные меры и действия в нетипичных обстоятельствах.
Методика «Оценка ситуации»
На практике методика проходит в несколько этапов:
-
Определить ситуацию, которая требует исправления. Это может быть стандартная ежедневная задача или возможная проблема. Поиск заключается в предугадывании экстренных событий, составлении списка угроз, определении степени выполнения заданий.
-
Разделить комплексные ситуации. Они обычно сложны и многогранны, поэтому есть смысл делить их на составляющие.
-
Расставить приоритеты. С практической точки зрения выявить степень важности составляющих можно при помощи оценки ситуации в трех плоскостях: насколько серьезно сложившаяся ситуация влияет на производительность фирмы, какой запас времени имеется для ее решения, каковы вероятные сценарии развития.
-
Составление плана принятия решения. На этом этапе менеджер занимается разработкой и принятием решений: для этого он сконцентрирован на том, как наиболее эффективно решить вопрос, кто этим будет заниматься и какие ответы необходимо найти.
Применение этой методики дает возможность использовать весь потенциал команды менеджеров. Суть в том, чтобы использовать идеи и концепции, которые будут максимально подходить под конкретные ситуации.

Какие наиболее частые проблемы приходится решать руководителю во взаимодействии с персоналом?
-
Результаты работника не совпадают с желаемыми.
-
Сотрудник, который раньше справлялся, стал показывать более низкие показатели.
-
Работа целого отдела ухудшается от месяца к месяцу без очевидной причины.
-
Работники регулярно ошибаются.
-
В коллективе наблюдаются конфликты.
-
Человек не хочет брать на себя ответственность за работу.
-
Работник требует предоставления слишком большого уровня ответственности.
-
Сотрудник систематически опаздывает или отсутствует на рабочем месте.
-
Отмечается общая тенденция к недобросовестному выполнению задач.
Дальнейшие решения руководителя включают следующие шаги:
-
Сравнение «от противного». Менеджеру нужно знать, кто еще в коллективе может придерживаться подобного поведения, но не делает этого, а также какая еще задача могла бы выполняться плохо, но этого не происходит и так далее.
-
Выявление важных фактов при помощи наводящих вопросов, которые смогут посмотреть на ситуацию объективно и здраво.
-
Поиск явных отклонений в работе и выдвижение гипотез о причинах их возникновения.
-
Проверка выдвинутых гипотез на практике.
Из примера принятия управленческих решений видно, что руководитель таким образом уходит от эмоционального взгляда на вещи и объяснения всех проблем банальным утверждением, что люди просто не хотят работать.
Также получится защитить себя и персонал от решений, принятых на эмоциях. Так как людям свойственно в первую очередь замечать негативные факты, а потом быстро подстраивать остальные обстоятельства под только что родившуюся гипотезу. При этом такой подход уберегает от принятия решений на основе слухов и предположений, что нередко становится причиной ошибок.
Чтобы закрепить все знания и подробнее узнать о процессе принятия и реализации управленческих решений, рекомендуем пройти корпоративное обучение с учетом стоящей перед вами задачи или целого комплекса. Программы мероприятий полностью адаптируются под запросы, что дает высокую эффективность и результативность семинаров, тренингов и других форматов обучения. Все подробности вы можете узнать у нас на сайте или по телефонам.
|
| ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ И МЫ СВЯЖЕМСЯ С ВАМИ | |
|